Посмотрела рождественскую серию Доктора уже два раза, и оба раза прослезилась. Ничего не могла с этим поделать. Меня почему-то очень трогают такие истории. На самом деле, серия оказалась лучше, намного лучше, чем я ожидала. И понравилась мне больше, чем предыдущая рождественская.
Это, пожалуй, самая светлая и самая семейная история, которую написал Моффат для ДК.
дальше очень много буквНачало было, конечно, фееричным. XD Я обрадовалась, что наконец-то вспомнили про супер-способности тела таймлорда: возможность прожить несколько минут в открытом космосе без защиты, большой объем легких и невероятную ловкость в экстремальных ситуациях (попробуйте-ка поймать скафандр в невесомости, двигаясь от взрывной волны!) А то мне уж начало было казаться, что Доктор постарел и ничего этого больше не умеет.
Есть ещё порох в пороховницах!
Не вдаваясь в подробности, скажу в целом про историю: она проста, но хороша. И хороша, потому что проста. Здесь - впервые за много месяцев - незатейливость сюжета с лихвой компенсировалась живыми, яркими чувствами и отношениями. Я как-то даже соскучилась по такому. Временами, не скрою, хотелось побольше фирменного тайми-вайми, но я читала в твиттере, как Моффату приходилось писать эту серию - "на коленке сидя в уголке на съемках Шерлока". Поэтому я вообще ничего особенного не ждала - но в результате увидела замечательную рождественскую сказку.
Души деревьев, отправляющиеся жить среди звезд - это... это очень "моё". Это красиво и находит отклик, создает чувство тайны, торжественности, праздника. То, что надо.
Научной фантастики во всем этом, конечно, мало. Ну, разве что, до печального правдоподобными были эти "фермеры" из 54-го века. Наверняка колонисты из человеческой империи. Что им какой-то живой лес? Для них даже пальто из натуральной шерсти - помеха.
Насчет воспевания Женщины у меня двойственное чувство. Я видела десятки раз, как Моффата упрекают в сексизме, но во многих его речах и сериях я наблюдала, наоборот, феминизм. Вот и здесь он появился. Мы, мужчины, слабые, говорит Доктор. А женщины - сильные, ведь у них есть возможность нести в себе Жизнь. И Мадж всех спасла. Сам Доктор не смог, а она - смогла.
И всё бы хорошо, но через несколько минут мы видим нечто странное - воспоминания Мадж, где её будущий муж каждый день ходит за ней по пятам, говоря, что не отстанет, пока она за него не выйдет. И она - делать нечего! - выходит. Наверное, она его всё-таки полюбила, да и эпоха тогда была, гм, соответствующая, но такая вот расстановка акцентов слегка попахивает сексизмом. И фанаты опять в полном смятении. Кто же Моффат? К какому лагерю он принадлежит?
Да ни к какому, на самом-то деле.
Я однажды сделала вывод, что отношение к женщинам у него примерно такое же, как у Стругацких. Те говорили, что женщины для них - загадочные богини, великие, прекрасные и таинственные, понять которых им очень трудно. Поэтому они про них так мало писали. В этом-то, наверное, и разница - потому что Моффат про женщин пишет охотно и много. Впрочем, отношение к ним как к богиням у него проскальзывает чаще, чем непонимание. Кто-то живо улавливает это преклонение и чувствует себя польщенной, а кто-то видит в первую очередь непонимание и обижается. У всех разные радары.
О счастливых слезах: это было самое лучшее в этой серии. Представляете, я смотрю на воссоединение семейства, улыбаюсь и плачу, и как раз в этот момент Доктор говорит: "Happy crying. Humany-wumany." Говорит им, но как будто и мне тоже. Я чуть со стула не упала! Потрясающе. Ну, и Понды, разумеется. О, этот момент, когда Доктор медлит на пороге, это неверие на его лице. Неверие в то, что ему позволено иметь хотя бы подобие дома и семьи, после всего, всего... После того, как он по воле злой судьбы или по своей собственной воле отметал такую возможность, после многих и многих потерь. Место, где его ждут к ужину. Где тепло и где можно даже забыть, кто ты есть на самом деле. Где можно хотя бы ненадолго поверить и с удивлением обнаружить на глазах человеческие слезы - слезы радости, которых раньше не было.